С 1 февраля 2018 года в Украине вступают в силу новые требования к качеству продаваемого на заправках автогаза. Новый стандарт ДСТУ EN 589:2017 вводят в рамках гармонизации украинского законодательства с нормативами Европейского союза. Проверкой качества автогаза на АЗС займется Госэкоинспекция и Госпотребинспекция, которые наделены, в частности, правом остановить работу объекта или изъять товар из оборота, в случае, если он несет серьезную опасность общественным интересам.

Где взять качественный газ

Новые требования к качеству газа не на шутку взбудоражили отечественный топливный рынок. Дело в том, что до недавнего времени в Украине качество автогаза определялось советским ГОСТом, разработанным для газа для коммунально-бытовых нужд.

Новый стандарт устанавливает четыре принципиальных критерия:

  1. два качественных параметра: октановое число и наличие свободной воды (не допускается);
  2. для окружающей среды — содержание серы;
  3. для техногенной безопасности — давление насыщенных паров.

Как заметили UBR.ua в пресс-службе WOG, 75% газа, реализуемого на заправках — это импорт. К нам его везут больше всего из России (первое место по объемам) Беларуси и Казахстана. Оставшуюся четверть объемов производят на отечественных заводах.

При этом только белорусский газ «с колес» отвечает требованиям нового стандарта. Здесь уже давно действуют подобные вводимым у нас параметры качества у нас, а потому белорусам беспокоится не стоит. Казахстан в основном импортирует газ производства компании Тенгизишевройл. Качество у него высокое, но он не проходит по октановому числу и давлению насыщенных паров.

А вот газ производства украинских заводов не соответствует новому стандарту. Но производители уже ведут комплексную работу по приведению производства к требованиям стандарта, чтобы получать на выходе качественный газ.

Еще сложнее с российскими поставками. Украина закупает газ производства Роснефти, который не соответствует даже базовым требованиям стандарта. У россиян проблемы с содержанием серы и свободной воды, а это ключевые показатели.

Готовятся к штрафам

На этом проблемы не заканчиваются. У многих заправщиков просто нет необходимых мощностей для «доведения» газа до нужной кондиции. Газонаполнительные станции (ГНС) отсутствуют даже у многих крупных топливщиков, не говоря уже о более мелких заправках.